Обзор рынка
Обзор рынка бытовой развлекательной пиротехники.
(В обзоре использованы материалы взятые, в основном, из Интернета)
Бытовая развлекательная пиротехника – это фейерверки, которые можно купить в магазине и самостоятельно запустить для развлечений или в честь праздника. Но производство даже таких изделий считается опасным, далеко не везде есть условия для размещения такого производства, нет квалифицированного персонала и сырья. Поэтому большое количество стран предпочитает не производить, а закупать их у известных производителей.
Основным производителем развлекательной пиротехники в мире в течение уже многих лет является Китай. В Китае налажено современное производство пиротехнических изделий, по соотношению цена/качество китайские изделия не имеют себе равных, китайские производители отправляют свою продукцию во многие страны мира.Cогласно данным Годовой статистики международной торговли товарам - Trend Economy в последние годы Китай экспортировал в разные страны пиротехнику на 700-800 млн. долларов ежегодно. В целом, Китай обеспечивает около 80%-90 % мирового импорта фейерверков, но это составляет всего лишь около 0,03% от общего объема экспорта из Китая.
Практически половина Китайского экспорта более 350 млн. долл. поставляется в США. В страны Евросоюза пиротехника поставляется в среднем на 330 млн. долларов ежегодно. Из европейских стран больше всего закупают Германия ~ 125 млн. долл. и Нидерланды ~ 40 млн. долл. Правда, половину ввезенной пиротехники эти государства реэкспортируют в другие страны. Ввоз пиротехники в Россию составляет около 30 млн. долларов, чуть меньше завозят Польша, Великобритания, Япония.
В пересчете на 1 человека в год оценка потребления пиротехники (с учетом импорта и экспорта) составляет:
США и Нидерланды ~ 1 долл./чел. в год.;
Германия ~ 0,58 долл.;
Польша, Великобритания ~ 0,46 долл.;
Россия ~ 0,14 долл.
Как видим, в России потребление пиротехники по сравнению с другими странами в несколько раз ниже.
Классификация фейерверков в разных странах.
Любые фейерверки относятся к опасным грузам. В качестве бытовых фейерверков разрешены для использования грузы подклассов1.3G и 1.4G согласно классификации Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов.
Подклассы 1.3G и 1.4G характеризуются незначительной пожарной опасностью или опасностью взрыва при перевозке. Эффекты от срабатывания проявляются, в основном, внутри упаковки или приводят к незначительному разбрасыванию в стороны.
Для подкласса 1.4G установлены ограничения на содержание пиротехнического состава в 1 изделии, например - не более 5 г. для небольших изделий, не более 20 г. для ракет, не более 1 кг для фонтанов и т.п.
Для целей использования бытовые пиротехнические изделия в разных странах часто делятся на классы опасности по радиусу опасной зоны. Кроме того громкость, как правило, не должна превышать 120 Дба
В России бытовые пиротехнические изделия I-III классов разрешается покупать с 16 лет, если производитель не ввел свои ограничения. Классы опасности:
1 класс – радиус опасной зоны не более 0,5 м;
II класс – радиус опасной зоны не более 5 м;
III класс – радиус опасной зоны не более 30 м.
IV класс – пиротехнические изделия для профессионального использования
Использовать пиротехнические изделия в закрытых помещениях в России разрешается только профессиональным пиротехникам.
В Евросоюзе согласно Директиве ЕС №2007/23/ЕС бытовые фейерверки делятся на следующие категории:
Категория F1: (разрешается покупка с 12 лет) Радиус опасной зоны не более 1 м. Некоторые изделия этой категории предназначены для использования в закрытых помещениях.
Категория F2: (разрешается покупка с 16 лет, в Германии и Франции с 18 лет) Радиус опасной зоны не более 8 м. Фейерверки категории F2 представляют небольшую опасность и предназначены для использования вне жилых зданий.
Категория F3: (разрешается покупка с 18 лет) Радиус опасной зоны не более 15 м. Фейерверки, представляющие среднюю опасность и предназначенные для использования вне жилых зданий на большом открытом пространстве.
Категория F4: - для профессионального использования.
Отдельным государствам - членам Евросоюза разрешено запрещать продажу, хранение и использование отдельных категорий товаров потребителями, если они того пожелают. В Бельгии, Германии и Дании категория F3 запрещена к продаже потребителям!!!
В связи с религиозными, культурными и традиционными празднествами в некоторых государствах ЕС возможно использование пиротехники не соответствующей требованиям Директивы ЕС. Так в Чехии свободно продаются пиротехнические изделия, с содержанием пиротехнического состава до 10 кг, которые согласно Директиве ЕС относятся к категории F4 – профессиональные.
Особенности продажи и использования бытовых фейерверков в разных странах
В России продавать и запускать бытовые фейерверки можно круглый год. При запуске таких фейерверков нужно соблюдать общественный порядок и не нарушать региональные «Законы о тишине», ограничивающие запуск в ночное время. В государствах - членах ЕС правила продажи и использования бытовых фейерверков существенно разнятся.
Нидерланды: – население 17,7 млн.чел. - продавать можно в течение 3-х дней перед Новым годом, а запускать только с 18-00 часов 31 декабря до 2-00 часов 1 января. При плотности населения в 571 чел на кв. км.и большой любви голландцев к фейерверкам трудно представить что твориться в эти часы в стране.
Для сравнения: в России самыми густонаселенными являются Центральный и Северо-Кавказкий федеральные округа. Средняя плотность населения в этих округах около 60 чел. на кв.км. Самая густонаселенная область России – Московская - 171 чел. на кв.км.
Германия: – население 83 млн. чел.,плотность населения 232 чел/кв. км. Продажи – за 3 дня до Нового года с 29 по 31 декабря. Фейерверки самостоятельно разрешено запускать в ночь с 00-00 часов 31декабря и до 24-00 1 января. Муниципалитеты могут у себя вводить ограничения. Категорию F1(бенгальские свечи и т.п.) можно применять круглый год. Категория F3 запрещена к продаже, но немцы большие любители пиротехники, поэтому в Германии существует «черный рынок» более мощных фейерверков.
Великобритания: – население 63 млн. чел., плотность населения 270 чел/кв. км. В Великобритании своя классификация фейерверков:
- категория 1 («закрытые»): предназначены для использования в зонах с ограниченным доступом.
- категории 2 («сад»): должны быть видны с расстояния 5 метров и не должны разбрасывать мусор дальше 3 метров.
- категории 3 («демонстрационные»): должны быть хорошо видны с расстояния 25 метров и не должны разбрасывать мусор за пределы 20-метрового диапазона.
Фейерверк категории 3 должен содержать не более 1 кг чистого пиротехнического вещества, за исключением комбинаций фонтанов, которые могут содержать до 3 кг чистого пиротехнического вещества.
Фейерверки категории 4 («профессиональные») продаются только профессионалам.
Запрещены: мини-ракеты, «фестивальные шары», фейерверки с неустойчивым полетом (включая прыгающие фейерверки). Запрещены к свободной продаже фейерверки с громкостью более 120 ДбА на расстоянии 15 м.
Продажи - в специально лицензированных магазинах фейерверки продаются круглый год. В других местах за 3 дня до праздника Дивали (октябрь-ноябрь по лунному календарю), с 15 октября до 10 ноября (ночь Гая Фокса) и с 26 по 31 декабря (Новый год), китайский Новый год.
Применение - фейерверки запрещается запускать с 11 вечера до 7 утра за исключением китайского Нового года, Дивали и кануна Нового года (для них до 1 часа ночи) и ночи Гая Фокса (до 24 часов).
Запрещается запускать и\или бросать фейерверки (в т.ч. бенгальские огни) на улице или в общественном месте.
Другие страны Европы:
Норвегия – покупка и использование с 18 лет. Продажа за несколько дней до Нового года. Запрещены ракеты.
Швеция – запрещены петарды. Для запуска ракет необходимо пройти специальные курсы при муниципалитете и получить разрешение.
Чехия – категория F4 свободно продается в интернет-магазинах, разрешено использовать потребительские фейерверки с массой пиротехнического состава не более 10 кг.
Ирландия – разрешены к продаже фейерверки только категории F1. Однако фейерверки легко купить рядом - в Северной Ирландии.
Америка: США - население 333 млн.чел. Основное потребление в День независимости 4 июля и Новый год. В США фейерверки классифицируются только по классу опасности при перевозке. Бытовые потребительские фейерверки должны относиться к классу 1.4G, кроме того:
- батареи салютов и батареи фонтанов должны иметь зазор 1/2 дюйма между каждой трубой и содержать не более 500 г пиротехнического состава;
- «Фестивальные шары» должны иметь калибр не больше 1,75 дюйма. В коробке не более 12 зарядов, содержащих каждый не более 60 г пиротехнического состава и одна пусковая труба.
В большинстве из 50 штатов разрешено продавать и запускать фейерверки в течение всего года. В ряде штатов действуют свои ограничения:
Калифорния - разрешает фейерверки, которые не отрываются от земли
Северная Каролина – фейерверки с зарядом не более 200 гр.
Массачусетс – полный запрет.
В США очень популярны фейерверки-игрушки в виде маленьких машинок, танков, животных. Такие игрушки могут двигаться за счет небольшой реактивной тяги, испускать искры, надувать маленькие шарики и т.п.
Канада – потребление регулируется законами провинций и муниципалитетов. Запуски, в основном, летом на День Виктории и Новый год.
В Южной Америке самостоятельно производят фейерверки в Бразилии и Мексике. По характеристикам традиционные бытовые южноамериканские изделия не подходят для рынков США и Европы и, в основном, употребляются на месте.
Аргентина – большинство фейерверков продается круглый год.
Чили – без лицензии только фейерверки 1 класса
Колумбия – запрещена любая продажа фейерверков
Другие страны:
Япония – бытовые фейерверки японцы любят запускать летом, не привязываясь к каким либо датам. Но зато в Японии, так же как во Франции, Италии, Бразилии и ряде других стран очень популярны различные фестивали фейерверков, которые привлекают множество зрителей.
Австралия – запрещено запускать фейерверки не лицензированными организациями.
Новая Зеландия – фейерверки можно использовать в любое время года, но продаются они только 4 дня в ноябре.
Пиротехника в России
В настоящее время в России осталось практически два предприятия, которые производят бытовую пиротехнику – это Троицкий снаряжательный завод в г. Краснозаводск Московской области и Уральский пиротехнический завод в г. Еманжелинск под Челябинском. Это коммерческие предприятия и производят они достаточно ограниченную номенклатуру бытовых пиротехнических изделий – бенгальские свечи, хлопушки, факела и т.п.
Крупные пиротехнические предприятия, созданные еще в советское время, производят профессиональные фейерверки по госзаказу для праздничных салютов и выпускают другие пиротехнические изделия для военных и технических целей.
Основная часть развлекательной пиротехники ввозится в Россию из Китая.
Объемы ввоза пиротехники заметно разнятся в разные годы. Так в 2022 г. было завезено 15,7 тыс. тонн пиротехники, а в 2020 г. всего 9,3 тыс. тонн.
Анализ данных показывает, что объем ввоза пиротехники в Россию очень хорошо соотносится с ценами на нефть в соответствующие годы. Чем выше цена, тем больше пиротехники ввозится.
Сейчас практически по всей России круглый год работают магазины или отделы по продаже развлекательной бытовой пиротехники. Очень много временных точек продаж пиротехники появляются в декабре к Новому году. Основная часть пиротехники у нас запускается как раз в Новогодние праздники.
Для продавцов пиротехнический бизнес в России является достаточно рискованной деятельностью. Продажи бытовой пиротехники идут главным образом перед Новым годом, буквально в последние дни. Вне Новогодних праздников продажи бытовой пиротехники достаточно малы и серьезной проблемой является оплата арены и заработной платы. Многие предприниматели подстраховываются от этого торговлей товарами для праздника, туризма, летнего отдыха и т.п.
Российские импортеры бытовой пиротехники завозят пиротехнику из Китая под своими торговыми марками. В Китае сотни пиротехнических фабрик и часто они отличаются качеством продукции.В России насчитывается несколько десятков торговых марок пиротехники, которая завозится из Китая. Далеко не все марки соответствуют высокому качеству товара. За многие годы остались на рынке и приобрели авторитет всего несколько торговых марок – «Русский фейерверк», «Фейерлэнд», «Русская пиротехника» и ряд других. Качественная, т.е. надежная и зрелищная пиротехника, как правило, дороже аналогов других марок. Покупатели же голосуют своим кошельком и могут выбрать товар по разной цене и на любой вкус.
Сейчас непростое время для пиротехнического бизнеса. Страна находится в напряженном состоянии, но праздники и радостные события никто не отменял и фейерверки всегда будут востребованы.